Исследование характеристик базовых вентильно-индукторных электродвигателей тягового привода городского электротранспорта

Виктор Николаевич Антипов, Андрей Дмитриевич Грозов, Анна Владимировна Иванова

Аннотация


Представлены результаты сравнительного исследования магнитной конфигурации и полюсно- сти базовых вентильно-индукторных электродвигателей для метрополитена (160 кВт), троллей­буса (180 кВт). Цель исследований: переход подвижного состава городского электротранспорта на новый, более прогрессивный тяговый реактивный регулируемый привод. Разработка выполнена на принципах блочно-модульного проектирования, что позволяет сохранить установочно-присое­динительные размеры применяемых асинхронных двигателей и минимизировать производственные и финансовые затраты. Сравнение различной полюсности двигателя проведено по значению и пуль­сации вращающего момента и потерям в стали магнитопровода для трехфазной схемы преобразо­вателя. Показано преимущество исполнения вентильно-индукторного двигателя с отношением зубцов статора и ротора 12/8.

Ключевые слова


вентильно-индукторный электродвигатель; тяговый привод; метро; троллейбус; блочно-модульное проектирование; конфигурация магнитопровода

Полный текст:

PDF

Литература


Ильинский Н.Ф. Перспективы применения вентиль­но-индукторного электропривода в современных технологиях. — Электротехника, 1997, № 2, с. 7—9.

Ахунов Т.А., Макаров Л.Н., Бычков М.Г., Ильинский Н.Ф. Вентильно-индукторный электропривод — перспективы применения. — Приводная техника, 2001, № 2, с. 14—17.

Птах Г.К. Вентильно-индукторный реактивный электро­привод средней и большой мощности: зарубежный и отечест­венный опыт. — Электротехника: сетевой электронный науч­ный журнал, 2015, т. 2, № 3, с. 23—33.

Коломейцев В.Л., Пахомин С.А., Крайнов Д.В., Пахомин Л.С., Прокопец А.И., Реднов Ф.А. Вентильно-индукторный электропривод троллейбуса. — Труды VIII Международной (XIX Всероссийской) конф. по автоматизированному электро­приводу АЭП-2014, 7—9 октября 2014 г., Саранск. Изд-во Мор­довского университета, 2014, т. 2, с. 200—205.

Виноградов А.Б. Вентильно-индукторный электропривод с минимизацией пульсаций электромагнитного момента. — М.: НТЦ Электропривода «Вектор», 7 с.

Красовский А.Б., Бычков М.Г. Исследование пульсаций момента в вентильно-индукторном электроприводе. — Элек­тричество, 2001, № 10, с. 33—43.

Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. — М.: Изд-во Московского энергетического инсти­тута, 2003, 71 с.

Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Инженерная методика проектирования индукторной машины для вентильно-индук­торного двигателя. — Электричество, 2007, № 10, с. 24—32.

Бычков М.Г. Основы теории, управление и проектирова­ние вентильно-индукторного электропривода: Автореф. дис. ... докт. техн. наук. — М.: Изд-во МЭИ, 1999, 38 с.

Красовский А.Б. Имитационные модели в теории и практике вентильно-индукторного электропривода: Автореф. дис. ... докт. техн. наук. — М.: Изд-во МЭИ, 2004, 40 с.

Пахомин С.А. Развитие теории и практика проектирова­ния энергосберегающих вентильно-индукторных электропри­водов: Автореф. дис. ... докт. техн. наук. — Новочеркасск, 2001, 40 с.

Коломейцев Л.Ф., Пахомин С.А. Развитие теории и соз­дание новых конструкций индукторных машин. — Изв. вузов. Электромеханика, 2005, № 2, с. 6—9. Elektrichestvo (Electricity), 2016, No. 10, pp. 45—52.

Коломейцев Л.Ф., Бибиков В.И., Пахомин С.А., Коло­мейцев Г.В. Применение реактивных индукторных машин на транспорте. — Изв. вузов. Электромеханика, 2008, № 1, с. 69—72.

Никифоров Б.В., Пахомин С.А., Птах Г.К. Вентиль­но-индукторные двигатели для тяговых электроприводов. — Электричество, 2007, № 2, с. 34—38.

Щербаков В.Г. Результаты разработок и проблемы соз­дания бесколлекторного привода для железнодорожного под­вижного состава. — Электротехника, 2001, № 3, с. 37—39.

Антипов В.Н., Грозов А.Д. Методология проектирования вентильно-индукторного электродвигателя. Проблемы созда­ния и эксплуатации новых типов энергетического оборудова­ния. — СПб: ОЭЭП РАН, 2004, вып. 6, с. 85—98.

Антипов В.Н., Грозов А.Д. Перспективные электромеха­нические преобразователи энергии для городского транспорта. Межвузовский тематический сборник научных трудов «Элек­тромеханические преобразователи энергии». — Омск: Омский государственный университет путей сообщения, 2014, с. 6—11.

Антипов В.Н., Грозов А.Д., Иванова А.В. Разработка ба­зовых вентильно-индукторных электродвигателей тягового привода для городского электротранспорта (метро, трамвай, троллейбус). — Сб. трудов конф. «Актуальные вопросы и пер­спективы развития электромашиностроения», Москва, 3 декаб­ря 2015 г. — Москва: ВНИИКП, с. 102—109.

Овчинников И.Е. Электромагнитный момент и механи­ческие характеристики вентильного двигателя с реактивным ротором. — Изв. вузов. Приборостроение, 2002, т. 45, № 8, с. 5—11.

Andrada P., Blanque B., Martinez E., Perat J.I., Sanchez J.A., Torrent M. Performance comparison of switched reluctance motors with 6/4 and 12/8 magnetic structures. — ICEM 2002, p. 168.

Reinert J., Brockmeyer A., De Doncker R.W. Calculation of losses in ferro and ferrimagnetic materials based on the modified Steinmetz equation. — IEEE Trans. on Industry Applications, 2001, vol. 37(4), рр. 1055—1061.

Антипов В.Н., Грозов А.Д., Иванова А.В. Сравнение раз­личных методов расчета потерь в стали вентильно-индукторных двигателей. — Электричество, 2016, № 6, с. 41—46.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.